Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети, проживающие в малоимущих семьях
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска:
Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
Боязнь идти домой
Жестокое обращении с животными
Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
отрицательно влияют на их поведение
жестоко обращаются с детьми
страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
∙ Осторожно установите телесный контакт с ребенком. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу.
∙ Займите положение на том же уровне, что и ребенок. Не поворачивайтесь к ребенку спиной.
∙ Не прикасайтесь к голове или иным частям тела.
∙ Успокойте ребенка.
∙ Дайте ребенку выговориться. Отвечая на его вопросы, сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы
∙ Скажите ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.
∙ Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
∙ Будьте готовы вообще не говорить. Ребенку может быть достаточно того, что вы рядом
▪ В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.
▪ Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
▪ Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.
▪ Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте, как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила, а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».
▪ Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.
▪ Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.
▪ Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.
▪ Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев, ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
▪ Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).
Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка было:
▪ Чувство защищенности и принадлежности дома, в образовательном учреждении, в обществе;
▪ Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не считая родителей;
▪ Регулярная, еженедельная организация активности под руководством взрослых.
▪ Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!
▪ Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.
▪ Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.
▪ Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.
▪ Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.
▪ В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.
▪ Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем встречается и где.
▪ Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.
ВАЖНО! Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу.
▪ Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
▪ Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.
▪ Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.
▪ Придумайте последовательность действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.
▪ Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
▪ Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
▪ Узнайте сами и научите детей, где дома находятся электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать и как это делать.
▪ Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).
▪ На видном месте напишите, как в необходимом случае найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).
▪ Договоритесь, к кому из соседей ребенок может обратиться, если не удается найти членов семьи.
▪ Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из дома.
▪ Решите, где будет место встречи семьи в кризисном случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.
▪ Очень важно сотрудничество с соседями – включите их, переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.
▪ И самое важное – вместе попробуйте в действии «кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти детали плана.