Организация охраны здоровья детей
Текст
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
Текст
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Но основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена, прежде всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания.
Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности являются:
- санитарно-гигиенические условия;
- обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;
- эстетическая комфортность среды (дизайн);
- психологическая комфортность.
Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:
- температура окружающей среды;
- влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- освещенность;
- норма площади помещений, территории на одного воспитанника.
Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями:
- наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);
- наличие и состояние игрового и учебного оборудования;
- физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;
- интенсивность нагрузки;
- форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;
- наличие возможности выбора форм деятельности.
Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств.
Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда.
Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо выполнять круглосуточно:
один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д., ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении всех вышеуказанных мероприятий, если:
- здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено соответствующими исполнительными документами;
- имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебно-воспитательное оборудование;
работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летне-оздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и др.);
с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому плану работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду, действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и др.;
в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
во всех группах необходимы «Центры здоровья», «Уголки безопасности», в которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму;
вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативно-правовой документации и инструктивно-методических материалов по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка, сохранить и улучшить их здоровье, предупредить травматизм у взрослых и детей.
Текст
Профилактика СПИД
https://disk.yandex.ru/i/QpxnuRek2qdYrg
Текст
Профилактика ОКИ
https://disk.yandex.ru/i/nUWPjXd1JeUWLg
Текст
Гимнастика для детей в выходные дни
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Текст
Памятка родителя: Весенние опасности
Простудные заболевания!
В весенние дни нельзя верить светящему солнцу, перепады температур днем и ночью способствуют простудным заболеваниям. Высокая влажность и тепло представляют идеальные условия для патогенных микроорганизмов, они выходят из «спячки» и возобновляют свою деятельность.
Весенний период способствует тому, что наш организм испытывает авитаминоз и не может в полную силу бороться с микробами. Если мы испытываем в течение дня вялость, рассеянность, раздражительность, общее снижение иммунитета, необходимо задуматься о восполнении нашего организма витаминами.
А для этого рекомендуется употреблять в пищу фрукты, овощи, соки, а также принимать витамины. И
еще надо не забывать о закаливании и физических упражнениях.
Основная причина детской простуды весной — переменчивая погода, порывистый и холодный весенний ветер. Подбирая одежду детям, нужно помнить о том, что они много двигаются и быстро потеют. Вспотевший от теплой одежды ребенок намного быстрее способен подхватить простуду.
Травмы при активном отдыхе!
Теплые дни способствуют тому, что многие дети стремятся на детские площадки. С наступлением весны увеличивается количество детей, катающихся на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликах и др. Важно обеспечить ребенка шлемом, наколенниками, защитой для локтей и рук. Но не забываем, что необходимо проверить их пригодность и надежность.
При любой травме нужно обращаться к врачу, даже если ничего не беспокоит!
Также стоит напомнить ребенку правила дорожного движения и контролировать их соблюдение.
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!
Оптимистично, но не забываем о неприятных моментах, которые могут возникнуть. Весеннее солнце обманчиво, не стоит разрешать малышу слишком долго находиться под прямыми солнечными лучами, особенно без защитных косметических средств.
Дети, выходя на улицу, должны быть обеспечены головными уборами, при необходимости — солнцезащитными очками, и одеваться следует по погоде, чтобы избежать перегрева. При длительной прогулке будет полезно запастись питьевой водой.
Осторожно! Клещи!
В весенний период нас подстерегает и такая опасность, как энцефалитные клещи, укусы которых
представляют серьезную угрозу нашему организму. Надо помнить: собираясь на прогулку в лес или лесопарк, обязательно наденьте одежду с длинным рукавом, брюки предпочтительнее заправить в носки.
Позитивные эмоции!
В весеннее время все мы испытываем усталость, и порой родителям вечером, после работы просто не до ребенка. Дети для полноценного развития и здоровья должны получать позитивные эмоции. Ребенку важно расти в условиях заботы и любви, полноценного ухода и внимания к его проблемам.
Положительные эмоции помогают ему скорее справляться с болезнями, обладают антистрессовым эффектом. Дети, как и взрослые, могут испытывать негативные эмоции и стрессы, но сами справиться с ними они порой не в состоянии.
Это приводит к раздражительности, усталости, повышенной возбудимости нервной системы, нарушению общего самочувствия, сна и аппетита.
Особенно остро это проявляется в межсезонье. И тут необходима помощь родителей — уменьшите нагрузки на ребенка, откажитесь от посещения сразу нескольких кружков в день. Смените обстановку.
Даже прогулки в парке, посещение бабушки или поездка в зоопарк — это источник положительных эмоций и заряда позитива в борьбе со стрессом.
У ребенка аллергия. Что делать?
Весна — самое красивое время года. Ты только что вышел из зимней спячки, расправил перышки и с блаженством вдыхаешь аромат распустившихся цветов и зелени. Пора на пикник, на дачу, на шашлыки! Но… есть одна неприятность. Что делать, если у вашего ребенка аллергия на всю эту красоту и все эти запахи? Вместо пикников приходится сидеть дома с закрытыми окнами… Насморк, высыпания, слезотечение, чихание и прочие “прелести” сваливаются на вас каждую весну.
Поллиноз или сенная лихорадка — это реакция детского организма на раздражитель — пыльцу деревьев, луговых трав, злаков, комнатных растений. Аллергия появляется вследствие ослабленного иммунитета либо наследственности.
Кстати! Аллергия на тополиный пух встречается очень редко. Сам пух просто является “транспортом” для пыльцы других растений. Наиболее опасна и встречается гораздо чаще аллергия на пыльцу березы.
В связи с аллергией на цветение нередко может развиться и “перекрестная аллергия”. То есть те же симптомы могут вызвать и продукты питания, которые содержат в себе схожие вещества. Например, белок пыльцы сходен с белком некоторых продуктов. Поэтому советуем сесть на гипоаллергенную диету.
При аллергии на пыльцу деревьев, врачи рекомендуют отказаться от орехов, яблок, картофеля, огурцов, томатов. Если на цветение луговых или сорных трав - от хлеба, сладкой сдобы, клубники, цитрусовых, каши из злаковых культур (исключение – гречка).
Но прежде всего, стоит провести своевременное обследование ребенка, чтобы понять действительно ли это аллергия или простудное заболевание, так как симптомы часто схожи.
Поставить точный диагноз и выявить аллерген может только врач, для этого ему понадобятся лабораторные исследования:
анализ крови (на специфические иммуноглобулины);
проведение кожных аллергопроб.
И главное, помните — если ребенка не лечить, у него может развиться бронхиальная астма или расшириться спектр аллергенов.
Как облегчить симптомы:
Самое лучшее, что можно сделать — это уехать в то место, где отсутствуют аллергены — на море или в другую страну.
Если не получается кардинально сменить климатические условия, не выезжайте за город.
Не гуляйте с ребенком в сухую безветренную погоду, а выходите на улицу вечером или после дождя, когда концентрация пыли снижена.
После прогулки обязательно смените одежду и помойте ребенка вместе с головой.
Как можно чаще делайте влажную уборку.
Держите окна закрытыми, проветривать помещение также лучше вечером или после дождя.
Если очень душно, можно завесить окна мокрой тканью.
Снизить концентрацию пыли поможет очиститель воздуха.
Ингаляции могут позволить «очистить» дыхательные пути от аллергена. Ребенку становиться легче дышать.
Исключите некоторые продукты, которые могут вызвать перекрестную аллергию. Если ребенку до года, тогда на диету должна сесть мама.