
Старшие группы: Старшая группа компенсирующего типа № 5
Педагоги группы

Особенности занятий в группе
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в речевом развитии разной степени выраженности. Эффективность коррекционной работы в группах компенсирующей направленности мы определили строгой продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. При построении системы коррекционной работы, все педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя и дополняя работу друг друга. В основе слаженной работы учителя – логопеда, муз. руководителя, психолога, воспитателей коррекционных групп, руководителя физ. воспитания лежат следующие принципы;
Принцип комплексной подготовки к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип системности (принцип обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития).
Принцип сотрудничества между учителем – логопедом и всеми другими специалистами, воспитателями и детьми.
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности является:
создание команды единомышленников всех специалистов;
повышение профессионального уровня всей команды;
организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие детей.
Все педагоги работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, основу которого составляет лексическая тема, плюс события и традиции группы, учреждения.
В детском саду учитель-логопед систематически информирует воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели осуществляют контроль соблюдения единого речевого режима на занятиях.
Учитель-логопед:
- проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи и психических процессов, логопедических приемов в работе с ребенком, разработку и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами, подгрупповые и индивидуальные занятия, индивидуальные и тематические консультации, открытые занятия;
- осуществляет подбор и распространение специальной литературы, оформляет информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.
-проводит лекции и беседы на педагогических советах;
- разрабатывает индивидуальные программы для развития детей:
- даёт рекомендации по развитию фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
- разучивает упражнения на развитие внимания памяти, логического мышления.
Воспитатель
- закрепляет у детей приобретённые знания и умения, отрабатывает до автоматизма поставленные звуки, вводит их в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты (сборы на прогулку, дежурства ,умывание, игра);
- проводит занятия по развитию речи, знакомит с окружающим миром и художественной литературой с учётом лексических тем;
-систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течении всего времени и общения с ними;
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо – ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя – логопеда:
развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
развитие основных компонентов звуковой культуры речи, интонации, ритмико-мелодичной стороны;
формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
обогащение музыкальной впечатлительностью детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
обогащение словаря дошкольников с окружающим по разработанной совместно с логопедом лексической теме, отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков;
развитие грамматического строя речи; - развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыко-ритмических движений, игр на детских музыкальных инструментах;
логоритмические занятия – этот метод опирается на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры;
отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков.
Инструктор по физическому воспитанию
- решает задачи по физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, но особое внимание уделяет на развитие общей и мелкой моторики;
- работает над чёткостью выполнения движений, темпом, активностью, координацией движений;
-закрепляет лексическую тему в подвижных играх и упражнениях;
- общеразвивающие упражнения подбирает с учётом лексической темы в форме игры с речевым сопровождением.
Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекцию, психотерапию, разрабатывает и оформляет рекомендации другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Сообщение
«О необходимости внедрения эффективных форм работы
в образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»
Проблемы:
«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»
«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»
Актуальность темы:
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Цель:
Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Формы работы:
Консультации для педагогов:
Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи;
Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи;
Воспитание правильной речи через художественные образы;
Логоритмика – как средство профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
Использование технологий дидактического синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Традиционные и инновационные приёмы активизации фонематического восприятия у детей с особенностями речевого развития.
Использование дидактического пособия «Сундучок успеха»
Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»;
Семинары-практикумы:
1. «Роль лексической темы при составлении перспективного плана для родителей узкими специалистами»
2. «Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»
«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Родительские собрания с показом фрагмента группового или индивидуального занятия» (октябрь, январь, май);
Консультации для родителей: «Воспитание навыков правильного звукопроизношения»;
Речевые праздники для родителей:
1. «Умники и умницы»;
2. «Звёздный час»;
3. «Приходите нас послушать».
Тематические выставки для родителей:
1. «Что читать детям»;
2. «Родителям будущих первоклассников».
Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом
Выступление специалистов
с практическим показом (домашнее задание)
Дисскусия:
- Как эффективнее организовать работу с детьми компенсирующей направленности.
- Психологическая обстановка при организации любой образовательной деятельности.
- Какие трудности Вы испытываете при работе с детьми, имеющие различные речевые нарушения.
- Какие наиболее эффективные методы и приёмы вы используете при организации образовательной деятельности с детьми, имеющие нарушения речи.
Тренинг «Сложные ситуации»
Ситуация 1.
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад.
- Вероятно, ребенок в пути устает,— делает предположение воспитатель.
- Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит. Вопрос. Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?
Решение. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т.п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка: не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.
Ситуация 2
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Вопрос: Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
Решение: У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания - невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие.
Оказание социально-педагогической помощи семье, через решение следующих задач:
оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг;
содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни;
осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.);
прогнозирование социальной помощи детям и их семьям;
обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.
Ситуация 3.
За Димой в детский сад пришла мама.
Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: «Почему у тебя вся одежда мокрая?»
Дима: «Воспитательница сказала, что очень старался».
Мама: «Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!»
Дима: «Я ещё дома попробую такую птичку сделать».
Мама: «Вот теперь пойдёшь в мокром».
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
Вопрос: В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение: Гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над ним, объяснитесь с ним на равных.
Обучающая программа
https://cloud.mail.ru/public/W9gX/X4JjnV1ujСказка о Зайчонке и его друзьях
Лето. Ярко светит солнышко. По лесной дорожке неторопливо шел маленький Зайчонок. Он только что наелся дома сочной травы и пошел по лесу гулять. Идет он не спеша, песенку поет:
Я — маленький серенький Зайчишка,
Веселый шалунишка,
По лесу иду, песенку пою.
Друзей повстречаю —
Сказку расскажу, песенку спою.
Встретил он маленького Муравья.
— Привет, Зайчонок. Почему ты такой веселый? Идешь, песенки поешь?
— А ты все работаешь и работаешь.
— Мы, муравьи, без работы не можем. У нас строгая дисциплина. Мы всей семьей работаем, а потом отдыхаем.
— Пойдем со мной, встретим друзей, будем песенки петь, сказки рассказывать.
— Нет, я не могу. Мне работать надо.
— Давай я тебе помогу хворост нести, — предложил Зайка.
— Бери сухие палочки-ветки и неси за мной по дорожке.
Зайка взял несколько сухих веток и понес за Муравьем. Нес, нес и устал.
— Я устал и хочу домой, — схитрил друг.
— Ну ладно, если ты устал, иди домой. Положи на тропинке ветки, я их сам потом отнесу.
Бросил Зайка ветки и пустился наутек от Муравья.
Бежит, подпрыгивает и песенку поет:
Я Зайчишка — хитрый шалунишка,
Надоело мне Муравьишке помогать.
Лучше я пойду гулять,
Песни петь, на одной ноге скакать —
Прыг-скок с кочки на кусток.
Бежит он бежит и видит: на дороге лежит большая морковка.
Зайка поднял ее, посмотрел по сторонам. «Кто мог ее обронить?» — подумал он.
Смотрит, вдалеке телега груженая едет.
«Наверное, фермер урожай везет через наш лесок, вот и уронил одну морковку, — подумал Зайчишка — хитрый шалунишка. — Догонять не буду, далеко уже телега от меня».
Сел он возле дороги и стал грызть сочную морковь. Слышит, рядом кто-то шуршит. Смотрит, а это Крот выкопал ямку и вылез на дорогу.
— Вкусно пахнет морковью. Кто здесь? — спросил Крот. — Я на солнышке ничего не вижу, а только слышу и чувствую запах свежего овоща.
— Это я, Зайка, сижу и грызу морковку. Давай я тебя угощу.
— Какой ты добрый, Зайка. Я хочу морковку.
Зайчик отгрыз кусочек и подал кроту.
— Спасибо, — сказал Крот, взял его и скрылся в своей норке.
Сидит Зайка и думает: «Вот назвал меня Крот добрым, а я бросил Муравья, не стал помогать ему, своему другу. Всё песенки пою». И стало ему стыдно, он встал и побежал к Муравью.
— Муравей, я пришел помогать тебе. Принес еще подарок: кусочек сочной морковки.
— Молодец, Зайчик! Ты настоящий друг. Вот мы с тобой быстро выполним работу и будем играть, песни петь, танцевать и сказки рассказывать.
Взял Зайчонок много сухих веток и понес за Муравьем. Идет и песенку поет:
Я Зайчишка — серый шалунишка,
Вместе с Муравьем мы идем,
Хворост несем и песенку поем.
Впереди идет Муравей и подпевает:
Мы друзья! И нам грустить нельзя.
Сейчас мы поработаем,
А потом гулять пойдем!
Услышал их песенку Крот, вылез из норки и говорит: — Возьмите меня с собой тоже. Я хочу иметь друзей.
— Ладно, возьмем тебя в друзья. Сейчас мы с Зайкой работу закончим и придем за тобой, — сказал Муравей и быстрее пошел по тропинке.
— Приходите. Я буду ждать вас, — пропищал слепой Крот.
Стихи про лето
Рисуем лето (Е. Соколова)
Опоздало нынче лето.
Может, бродит лето где-то
За высокими горами?..
Нарисуем лето сами.
Солнце - Саша,
Травку - Толя,
Одуванчик желтый - Оля.
Птичек в небе голубом
Я раскрашу и Артем.
А пока мы все трудились,
Солнце жарко припекло.
«Как же так? - мы удивились. -
Это ж лето к нам пришло».
Лето (Н. Садовский)
Слева - лето,
Справа - лето,
До чего
Прекрасно это!
8. Веселое лето (В. Берестов)
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчелы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха,
Засмеялась: - Ха-ха-ха!
Удивительный петух -
Сверху перья, снизу пух!
Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок - вертлявый?!
А Барбос,
Рыжий пес,
Насмешил ее до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.
Девочке хохочется.
Ей смеяться хочется,
Потому что нынче лето,
Потому что столько света,
Потому что прямиком
Ходят ножки босиком!
Стихи о школе
Что ждет меня в школе:
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа- лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!
Что такое школа:
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
День библиотек
Ребята, о чем нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную. У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги?
Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека. Что же такое библиотека? Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:
Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей,конечно.
Маленьких детишек
Тех, кто любит книжки!
На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги. В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка. Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.
В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. В библиотеке НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.
Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника