
Старшие группы: Старшая группа компенсирующего типа № 4
Педагоги группы

Особенности занятий в группе
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в речевом развитии разной степени выраженности. Эффективность коррекционной работы в группах компенсирующей направленности мы определили строгой продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. При построении системы коррекционной работы, все педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя и дополняя работу друг друга. В основе слаженной работы учителя – логопеда, муз. руководителя, психолога, воспитателей коррекционных групп, руководителя физ. воспитания лежат следующие принципы;
Принцип комплексной подготовки к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип системности (принцип обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития).
Принцип сотрудничества между учителем – логопедом и всеми другими специалистами, воспитателями и детьми.
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности является:
создание команды единомышленников всех специалистов;
повышение профессионального уровня всей команды;
организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие детей.
Все педагоги работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, основу которого составляет лексическая тема, плюс события и традиции группы, учреждения.
В детском саду учитель-логопед систематически информирует воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели осуществляют контроль соблюдения единого речевого режима на занятиях.
Учитель-логопед:
- проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи и психических процессов, логопедических приемов в работе с ребенком, разработку и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами, подгрупповые и индивидуальные занятия, индивидуальные и тематические консультации, открытые занятия;
- осуществляет подбор и распространение специальной литературы, оформляет информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.
-проводит лекции и беседы на педагогических советах;
- разрабатывает индивидуальные программы для развития детей:
- даёт рекомендации по развитию фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
- разучивает упражнения на развитие внимания памяти, логического мышления.
Воспитатель
- закрепляет у детей приобретённые знания и умения, отрабатывает до автоматизма поставленные звуки, вводит их в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты (сборы на прогулку, дежурства ,умывание, игра);
- проводит занятия по развитию речи, знакомит с окружающим миром и художественной литературой с учётом лексических тем;
-систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течении всего времени и общения с ними;
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо – ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя – логопеда:
развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
развитие основных компонентов звуковой культуры речи, интонации, ритмико-мелодичной стороны;
формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
обогащение музыкальной впечатлительностью детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
обогащение словаря дошкольников с окружающим по разработанной совместно с логопедом лексической теме, отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков;
развитие грамматического строя речи; - развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыко-ритмических движений, игр на детских музыкальных инструментах;
логоритмические занятия – этот метод опирается на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры;
отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков.
Инструктор по физическому воспитанию
- решает задачи по физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, но особое внимание уделяет на развитие общей и мелкой моторики;
- работает над чёткостью выполнения движений, темпом, активностью, координацией движений;
-закрепляет лексическую тему в подвижных играх и упражнениях;
- общеразвивающие упражнения подбирает с учётом лексической темы в форме игры с речевым сопровождением.
Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекцию, психотерапию, разрабатывает и оформляет рекомендации другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Сообщение
«О необходимости внедрения эффективных форм работы
в образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»
Проблемы:
«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»
«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»
Актуальность темы:
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Цель:
Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Формы работы:
Консультации для педагогов:
Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи;
Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи;
Воспитание правильной речи через художественные образы;
Логоритмика – как средство профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
Использование технологий дидактического синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Традиционные и инновационные приёмы активизации фонематического восприятия у детей с особенностями речевого развития.
Использование дидактического пособия «Сундучок успеха»
Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»;
Семинары-практикумы:
1. «Роль лексической темы при составлении перспективного плана для родителей узкими специалистами»
2. «Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»
«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Родительские собрания с показом фрагмента группового или индивидуального занятия» (октябрь, январь, май);
Консультации для родителей: «Воспитание навыков правильного звукопроизношения»;
Речевые праздники для родителей:
1. «Умники и умницы»;
2. «Звёздный час»;
3. «Приходите нас послушать».
Тематические выставки для родителей:
1. «Что читать детям»;
2. «Родителям будущих первоклассников».
Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом
Выступление специалистов
с практическим показом (домашнее задание)
Дисскусия:
- Как эффективнее организовать работу с детьми компенсирующей направленности.
- Психологическая обстановка при организации любой образовательной деятельности.
- Какие трудности Вы испытываете при работе с детьми, имеющие различные речевые нарушения.
- Какие наиболее эффективные методы и приёмы вы используете при организации образовательной деятельности с детьми, имеющие нарушения речи.
Тренинг «Сложные ситуации»
Ситуация 1.
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад.
- Вероятно, ребенок в пути устает,— делает предположение воспитатель.
- Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит. Вопрос. Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?
Решение. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т.п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка: не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.
Ситуация 2
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Вопрос: Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
Решение: У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания - невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие.
Оказание социально-педагогической помощи семье, через решение следующих задач:
оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг;
содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни;
осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.);
прогнозирование социальной помощи детям и их семьям;
обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.
Ситуация 3.
За Димой в детский сад пришла мама.
Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: «Почему у тебя вся одежда мокрая?»
Дима: «Воспитательница сказала, что очень старался».
Мама: «Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!»
Дима: «Я ещё дома попробую такую птичку сделать».
Мама: «Вот теперь пойдёшь в мокром».
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
Вопрос: В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение: Гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над ним, объяснитесь с ним на равных.
Обучающая программа
https://cloud.mail.ru/public/W9gX/X4JjnV1ujДрузья Ежа
Еж и Крот
Весна, ярко солнце светит, на опушках леса появилась зеленая трава и первые цветы.
Молодая Ежиха проснулась после зимней спячки у себя в норке. Норка у нее мягкая, выстланная мхом. Осенью она позаботилась о своей зимовке. Как учила ее мама-старушка Ежиха, натаскала много мха, наела и накопила много жирка под кожей и в теле — сделала запасы на долгие зимние месяцы, чтобы спаслось ей сладко и комфортно.
Потянулась, зевнула, открыла широко глазки и подумала: «Тепло в моей норке, весна настала, надо выбираться на белый свет, посмотреть, что там в лесу происходит».
На поверхности земли увидела, что «травка зеленеет, солнышко блестит», теплые солнечные лучи обволакивают и греют землю, вокруг много цветов-первоцветов, подснежников. Деревья стоят с набухшими почками: вот-вот и зеленые листочки покажутся.
Молодая Ежиха вдохнула свежего весеннего воздуха, расправила свои иголки на шубке, осмотрелась, чем бы пообедать? Видит, только что вылез из-под земли дождевой червь.
Ежиха хвать его… и съела.
«Как давно я не лакомилась такими вкусностями», — думала она.
Пока она осматривала первоцветы, к ней тихо подошел молодой Еж.
— Привет, Ежиха! Как дела? Ты только проснулась? Я уже два дня тут гуляю и друзей себе нахожу. Давай дружить! Норки у нас рядом — значит, мы соседи.
— Здравствуйте, — несмело сказала Ежиха. — Я только что вышла из норки и никого не знаю.
— Мы с тобой соседи. А главное, если мы соседи, то можем стать и друзьями. Я уже с молодым Кротом познакомился. Он живет с мамой и сестрами недалеко от наших норок. У нас много общего: мы любим дождевых червей и всю зиму проводим под землей, а весной выходим на солнышко посмотреть и теплом насладится. Только Кроты не спят зимой, а ходят по своим подземным коридорам и туннелям, а мы спим в мягкой норке. Еще: Крот выглянет из норки и сидит на одном месте — солнечные лучи его слепят и он плохо видит, а мы гуляем по лесу, знакомимся с новыми друзьями и изучаем наш лес, находим много вкусной еды. Но ничего, это дружбе не помеха.
— А что такое друг и дружба? — спросили Ежиха.
— Я слышал в прошлую весну, как старая Сова говорила, что друг — это тот, который всегда рядом: друзья вместе ходят по грибы и ягоды, находят пропитание, а дружба — это когда много друзей и все помогают друг другу.
— Как это помогают?
— Например, нападет на нас Филин, Орел или другая хищная птица, а может быть, Лиса, Волк, Корсак, а мы все вместе дадим отпор врагу: свернемся в колобки и свои иглы выставим — враг уколется, испугается и убежит. Все вместе поможем одному построить и утеплить норку.
Только Еж это сказал, смотрит, а темная тень большого птичьего крыла накрыла их.
— Быстро прячься в норку! Опасность! Враг! — громко закричал Еж.
Молодая Ежиха с перепугу свалилась на дно норки.
«Что это было? За долгий сон я забыла всех наших врагов? Какой молодец сосед, вовремя меня предупредил. Теперь буду внимательней!» — думала она, лежа на мягком мхе на дне норки.
Прошло немного времени, Ежиха вылезла.
— Ты чего так долго дома была? — спросил ее Еж. — Сильно испугалась? — Еж сидел недалеко от норки и ждал появления соседки.
— Да, испугалась.
— Будешь со мной дружить? Вдвоем веселее и безопаснее.
— Буду, ты же рядом живешь.
— Пойдем, я тебя с Кротом познакомлю.
Еж повел молодую Ежиху по лесной дорожке.
— Смотри, как красиво вокруг! — восхищалась молодая Ежиха весенним лесом.
— Я это уже в прошлом году видел. А ты смотри, только бдительность не теряй — вдруг враг опять появится.
3. М. Ивенсен
Вот и лето подоспело -
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком -
Вся нальется алым соком.
В поле - красная гвоздика,
Красный клевер... Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом...
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
***
4. Г. Ладонщиков
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко.
Хорошо, что рожь густая
Голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи
Нас и в поле, и в лесу.
Хорошо, что нынче много
Разных ягод и грибов,
Что и в дальнюю дорогу
Пионер всегда готов!
СТИХИ ЗОИ АЛЕКСАНДРОВОЙ
Игрушки
Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём —
Куклы, мячики и зайки.
Их всё больше с каждым днём.
Здесь игрушек целый угол:
Белый выводок зайчат,
И косички толстых кукол
Кверху бантами торчат.
… Вот тигрёнок полосатый.
У тигрёнка добрый вид,
Потому что только ватой
У него живот набит…
Катя в яслях
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки везёт
От крылечка до ворот.
А Серёжа на дорожке
Голубям бросает крошки.
… Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут.
Весело хохочут.
Почему не пляшет
Новенькая наша?
Катя к новенькой идёт,
В хоровод её ведет.
… Огни погасли,
Уснули ясли:
И Лида, и Катя,
И куклы в кровати.
Только Мишка не спит,
На окне сидит;
Глядит на луну:
«Никак не усну!»
Прятки
Оленька играет в прятки.
Где искать её, ребятки?
Заглянули под кровать —
Под кроватью не видать.
— Где ты, Оля, далеко ли?
Мы соскучились без Оли!
И за дверью Оли нету,
И не видно за буфетом,
И на кухне под столом
Олю тоже не найдём.
Оля прячется за креслом:
«Нет, играть неинтересно,
Вдруг забудут, не найдут?
— Где ты, Оленька?
— Я тут!
________________________________________
Мой мишка
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей.
Это куры. Это утки.
Чёрный Шарик возле будки.
Мы его не позовём.
Побежим гулять вдвоём.
Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь.
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался.
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!
Мишка мокрый, будто губка.
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд…
Нам от мамы попадёт!
Лучшая на свете
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава
История славянской письменности
Ребята, представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс». В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далёкое прошлое. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки?
Благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука. Она была названа в честь одного из её создателей-Кирилла-кириллица. Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат-Кирилл, родился на 10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабскими языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете. Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушёл с военной службы и удалился в монастырь.
При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Каждая буква имела своё название – «аз» – А; «буки» -Б; «веди» – В; «глаголь» – Г; «добро» – Д. Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки –вот и все науки», «Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Всего в кириллице было 43 буквы. Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы, без которых вполне можно было обойтись- «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита убрали еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец, в современной азбуке осталось 33 буквы.
Славяне были очень рады, была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия.
С появлением азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии на Руси появлялись книги с красивым оформлением. Первая буква-буквица – начинала каждую новую главу, и расписывалась обычно красным цветом. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться шесть-семь лет, и была очень дорогой, её можно было обменять на табун коней. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.
Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Монахи переписывали и украшали книги. В середине XVI века появляется книгопечатание на Руси. В Москве при Иване Грозном появился печатный двор, которым руководил первый книгопечатник Иван Фёдоров. В 1563 году была набрана первая книга – «Апостол».
Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника